Главная Об авторе Статьи Монография

 

Глава 4. Сущность и механизм макрорегулирования общественных потребностей

 

 

 

 § 1. Типы макрорегуляторов и их воздействие на процесс формирования общественных потребностей

Любое хозяйство есть прежде всего сложноорганизованная система жизнеобеспечения социума, важнейшим источником воспроизводства и эволюции которой выступает реализация общественной потребности в труде. Будучи целостной системой, хозяйство предполагает наличие определенных механизмов своего регулирования. Макрорегулирование присуще всем системам хозяйства, различаются лишь способы, методы и субъекты макрорегулирования.

Каждая конкретная хозяйственная система развивается в определенном функциональном хозяйственном пространстве с имманентными ему методами и формами макрохозяйственного регулирования. Анализ данного пространства и соответствующей ему системы макрохозяйственного регулирования позволяет прогнозировать тенденции развития исследуемой хозяйственной системы. Эволюция хозяйственных систем всегда связана с качественными изменениями функционального хозяйственного пространства. Последнее характеризует внутреннюю организацию и среду функционирования данной хозяйственной системы и, в отличие от геометрического пространства, не обладает свойством инвариантности. Объектом движения в функциональном хозяйственном пространстве является конкретная хозяйственная система, развитие которой и протекающие внутри нее процессы предполагают определенную последовательность, как, например, смена фаз процесса общественного воспроизводства. Таким образом, функциональное хозяйственное пространство обладает целостностью, определенными границами, специфическим объектом движения, а процессы, развивающиеся внутри него, имеют относительно строгую последовательность.

Центральной проблемой исследования хозяйственной системы является проблема ее воспроизводства в рамках данного функционального пространства. Анализ воспроизводства хозяйства как целостной динамической системы, в свою очередь, предусматривает исследование механизма макрохозяйственного регулиро-
вания.

Макрохозяйственное регулирование может существовать в двух формах: как саморегулирование хозяйственной системы и как регулирование хозяйственных процессов со стороны тех или иных субъектов. В первом случае макрохозяйственное регулирование рассматривается как внутренний, имманентный данной хозяйственной системе механизм, не требующий вмешательства каких-либо макрохозяйственных субъектов, прежде всего государства, при этом основное внимание уделяется исследованию проблемы равновесия как условия воспроизводства хозяйственной системы. Смещение акцентов в рассмотрении процесса воспроизводства хозяйственной системы с анализа равновесного состояния на анализ проблемы неравновесия и механизма выхода из него сделало актуальным исследование макрохозяйственного регулирования со стороны различных субъектов данного хозяйства.

Макрохозяйственное регулирование представляет собой, с одной стороны, саму деятельность по организации и налаживанию взаимодействия элементов регулируемой системы, а с другой — сложную систему реализации этой деятельности посредством определенного хозяйственного механизма.

Состояние хозяйства, а следовательно, и характеристика социума есть результат реализации общественной потребности в труде, от механизма ее обеспечения, заданного основным производственным отношением данного способа производства зависит организация удовлетворения всех остальных общественных потребностей. Хозяйственная жизнь на любом этапе своего развития предполагает наличие тех или иных общих и специфических экономи­ческих законов, а также определенной хозяйственно-социаль­ной иерархии, выполняющей роль организующего начала различных видов человеческой деятельности.

Действие экономических законов основывается на выявлении сущностных устойчивых хозяйственных связей, дает представление о векторе экономической эволюции и, таким образом, является выражением общественного развития. Все виды экономических законов могут быть отнесены к макрорегуляторам. Их можно охарактеризовать как внутренние, объективные регуляторы хозяйственной жизни на макроуровне. Поскольку основой хозяйственной жизни и регулятором воспроизводства данной хозяйственной системы является имманентная ей система общественных потребностей, то макрорегуляторы хозяйства как целостной системы будут и регуляторами по отношению к общественным потребностям. Так, экономический закон, получивший название закона возвышения потребностей, и который, на наш взгляд, корректнее называть законом эволюции механизма удовлетворения общественных потребностей, характеризует, во-первых, общую тенденцию эволюции хозяйственных систем в сторону разнообразия проявления различных общественных потребностей и, во-вторых, возрастание форм и способов их удовлетворения. Подчеркнем еще раз, что необходимо четко различать сами потребности и формы их проявления и удовлетворения. Стремительное развитие научно-технического прогресса создает и предлагает потребителям самые разнообразные способы реализации уже существовавших ранее потребностей. Например, персональный компьютер выступает средством удовлетворения познавательной потребности в том случае, когда с его помощью получают те или иные базы данных, обучаются, создают свои программы
и т.д. С другой стороны, компьютер может быть интеллектуальным средством производства и в этом качестве удовлетворять потребность индивида в труде, играть роль звена, включающего пользователя в процесс общественного воспроизводства. Кроме того, не секрет, что в современном обществе существует масса людей, проводящих достаточно много времени перед монитором, целью их времяпровождения является отдых, иногда перерастающий в психологическую зависимость от компьютера. Следовательно, в данном случае потребность в компьютере переходит в разряд «отрицательных», под которыми следует понимать потребности, пагубно сказывающиеся на физическом и духовном здоровье индивида и нации. Отметим, что в отечественной литературе одно время были модными термины «разумные» и «неразумные» потребности. На наш взгляд, последний вид потребностей точнее было бы называть псевдообщественными. При технической новизне и разнообразии персональных компьютеров они не вызывают к жизни новые потребности, а только способы удовлетворения уже существовавших ранее групп потребностей. Действие закона эволюции механизма удовлетворения общественных потребностей можно прокомментировать и на примере эволюции средств передвижения: прошли века, прежде чем технически осуществилась мечта античного человека о полетах, воспетая в легенде об Икаре. Самолет, дельтаплан, вертолет — современные формы воплощения потребности в реализации самой идеи полета.

Итак, важнейшим объективным регулятором системы общественных потребностей следует признать закон эволюции механизма удовлетворения общественных потребностей. Причем в данной формулировке нашло отражение разграничение самих потребностей и форм и способов их удовлетворения. С точки зрения отдельного человека, набор его так называемых насущных потребностей всегда остается неизменным: жилье, пища, одежда, средства передвижения, средства ухода за всем вышеперечисленным. Какую бы историческую эпоху мы не взяли бы, набор этот останется неизменным, а мера удовлетворения данных потребностей будет определяться в зависимости от технологического способа производства, места индивида в социальной иерархии и других факторов. Последние не всегда являются чисто экономическими, например, при неизменном технологическом способе производства, месте индивида в процессе общественного воспроизводства, мера удовлетворения его насущных потребностей может резко измениться в результате какого-либо стихийного бедствия.

С точки зрения определенной хозяйственной системы набор ее потребностей также остается неизменным: структурообразующие потребности, потребности в результатах общественного воспроизводства, потребности общественного развития. Изменения касаются форм проявления и удовлетворения всех из вышеперечисленных потребностей, по мере эволюции хозяйственной
жизни разнообразятся и усложняются механизмы выявления и реализации потребностей хозяйства. Так, развиваются сами экономические отношения (технико-экономические, организационно-эко­но­мические, собственно производственные), меняются макрохозяйственные связи, имманентные им, следовательно, качественные преобразования касаются и процесса формирования структурообразующих потребностей.

Подчеркнем еще раз, что регулирующая роль закона эволюции механизма удовлетворения общественных потребностей сводится не к усложнению (возвышению) самих потребностей в ходе процесса хозяйственной эволюции, а к развитию многообразных форм удовлетворения потребностей. И действие данного закона, по нашему мнению, охватывает не только потребности в конечных результатах процесса общественного воспроизводства (потребности в предметах потребления, потребности в средствах производства), но и все без исключения группы общественных потребностей и их систему в целом. Прокомментируем данное утверждение, используя следующую таблицу.

 

Таблица 10

Действие закона эволюции механизма удовлетворения потребностей как макрохозяйственного регулятора системы общественных потребностей

Подсистемы
общественных
потребностей

Материальная основа изменений формы проявления и удовлетворения

Качественные изменения форм проявления

Качественные изменения форм удовлетворения

1) Потребности об­щественного развития

Эволюция хозяйственной системы и имманентного ей материально-технического базиса

По мере продвижения по эволюционной цепочке усложняются механизмы разрешения противоречий хозяйственных систем

Реализация данной группы потребностей происходит в момент перехода от низшей к высшей хозяйственной системе

2) Структурообра­зую­щие потребности, в том числе:

— технико-экономи­ческие

— организационно-экономические

— производственные

Эволюция хозяйственной системы и ее технико-экономи­ческой, организационно-экономической составляющей, а также эволюция системы производственных отношений

Усложнение макрохозайственных связей всех типов

Совершенствование технико-экономи­ческих, организационно-экономических и производственных связей в хозяйстве; воспроизводство и эволюция системы общественных отношений

3) Потребность в ре­зультатах процесса общественного воспроизводства, в том числе:

— потребности в предметах потребления;

 

— потребности в средствах производства;

 

— потребности в труде

Изменения в технологическом способе производства; рост производительности общественного труда;

расширение предложения товаров потребительского назначения;

смена макрогенерацией технологического способа производства;

изменение технологического способа производства, развития НТП, ведущие к изменению требований к качеству рабочей силы

Повышение потребительских требований;

 

повышение качества средств производства;

возрастание требований к рабочей силе со стороны, включающей ее в процесс производства

Разнообразие форм реализации данных потребностей;

изменение пропорций общественного воспроизводства;

качественное развитие рабочей силы по мере эволюции хозяйственных систем

4) Потребности ин­ди­вида вне сферы его профессиональной деятельности

Уровень развития тех­нологического способа производства;

рост производительности общественного труда

Возрастание свободного от трудовой деятельности времени по мере развития и эволюции хозяйственных систем

Возрастание разнообразных форм использования свободного времени

Учитывая все вышеизложенное, касающееся действия рассмотренного выше экономического механизма как макрорегулятора системы общественных потребностей, логично сформулировать его как закон эволюции механизма удовлетворения общественных потребностей. В таком контексте закон эволюции механизма удовлетворения общественных потребностей отражает объективные сущностные макрохозяйственные связи по поводу качественных сдвигов в формах и способах реализации всех групп общественных потребностей и их системы в целом, обусловленных эволюцией хозяйственной жизни.

Действие закона эволюции механизма удовлетворения общественных потребностей осуществляется во всех хозяйственных системах на протяжении всей эволюционной цепочки, другими словами, это всеобщий экономический закон. Подобным действием обладает и закон соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил, который присущ всем системам хозяйства. Уровень развития производительных сил определяющим образом влияет на механизм удовлетворения потребностей в результатах процесса общественного производства, намечает основные тенденции эволюции хозяйственной системы, т.е. корректирует механизм реализации потребностей общественного развития. Кроме того, уровнем развития производительных сил очерчиваются варианты проявления и удовлетворения всех видов структурообразующих потребностей.

Общественные потребности — важнейший аспект макрорегулирования, поскольку они являются информационной составляющей эволюционного и воспроизводственного процессов, аккумулируют информацию о:

— состоянии и перспективе развития данной хозяйственной системы;

— о ресурсах и возможностях их использования, в том числе о состоянии рабочей силы в данной системе хозяйства;

— об эволюции системы производственных отношений;

— системе общественных отношений и характеристике социума в целом.

Подчеркнем, что в настоящее время все большее развитие получает направление экономической теории, именуемой эволюционной макроэкономикой, при этом представители его подчеркивают, что «цели эволюционной экономики, как специфического научного направления, должны сводиться к такому изучению эволюционных свойств экономики, которое позволило бы управлять процессом экономической эволюции (подчеркнуто — Г.В.) в интересах общества, способствовало бы тому, чтобы, с одной стороны, данный процесс не прерывался, с другой — не порождал опасность самоуничтожения цивилизации»[1]. Управлять процессом экономической эволюции можно, на наш взгляд, в том случае, если есть рычаги воздействия на систему общественных потребностей, в том числе на потребности общественного развития. Данное воздействие предполагает, во-первых, наличие определенных макрорегуляторов хозяйственной системы, во-вторых, существование и активную деятельность различных субъектов макрохозяйственного регулирования, в-третьих, четко сформулированную концепцию деятельности данных субъектов.

Отметим, что различия основных научных концепций в области теоретической экономии таятся в их отношении к возможностям и границам саморегулирования хозяйственных систем и механизму его осуществления. Другими словами, центральной парадигмообразующей проблемой является проблема макрохозяйственного регулирования. Эволюция экономических парадигм, на наш взгляд, прошла три основных этапа. Первый связан с процессом становления экономической науки и получил отражение в исследовании проблемы равновесия как условия воспроизводства хозяйственной системы, макрохозяйственное регулирование при этом выступало как присущий данной системе внутренний механизм саморегулирования. Второй этап ознаменовался поисками ответов на вопросы о механизме выхода хозяйства из неравновесного положения и в связи с этим — обоснованием необходимости государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Если формирование экономических парадигм на первых двух этапах предполагало сущностный анализ макрохозяйственного регулирования как основы воспроизводства отдельно взятой хозяйственной системы, то современная парадигма не может игнорировать внешние воздействия со стороны различных субъектов глобального порядка на то или иное национальное хозяйство. Поэтому исследование переносится из области поиска оптимальных параметров развития национальной экономики как целостной самовоспроизводящейся системы в область поиска оптимального направления развития национальной экономики в глобальной мирохозяйственной системе. В настоящее время развитие глобализационных процессов объективно способствует становлению новой экономической парадигмы, фундаментом которой является проблема глобального макрорегулирования.

Макрохозяйственное регулирование отдельной хозяйственной системы в современных условиях включает в себя три взаимосвязанных компонента:

— макрохозяйственное регулирование на уровне народного хозяйства субъектами данной национальной экономики, в первую очередь государственными институтами, а также национальными естественными монополиями;

— макрохозяйственное регулирование со стороны транснациональных хозяйствующих субъектов (ТНК, МНК, причем они могут аккумулировать национальный капитал, а могут обходиться и без его участия);

— макрохозяйственное регулирование со стороны различных международных организаций, в первую очередь мировых финансовых центров.

На наш взгляд, в настоящее время идет зарождение качественно нового типа макрохозяйственного регулирования, характеризующегося формированием хозяйственного механизма глобальной экономики как целостной системы. Происходит перемещение управляющего воздействия на конкретное национальное хозяйство от его макрохозяйственных субъектов к внешним по отношению к нему субъектам глобального макрорегулирования. Становление механизма глобального макрорегулирования уже сейчас опирается на следующие макрохозяйственные связи:

— финансовые связи (регулирование финансовых потоков на межгосударственном уровне);

— организационные связи (создание и функционирование различных международных экономических правительственных и неправительственных организаций);

— информационные связи (сбор экономической информации, необходимой для макрорегулирования, например, через систему национальных счетов, а также наличие информационных каналов, посредством которых необходимые сведения доводятся до регулируемого объекта);

— производственные связи, охватывающие в первую очередь процессы интеграции на глобальном уровне;

— воспроизводственные связи, предполагающие выбор типа, темпов и основных пропорций национального хозяйства с учетом включения его в глобальную экономическую систему.

Объектами макрохозяйственного регулирования нового типа могут выступать:

— отдельные регионы внутри определенной страны, например нефтедобывающие;

— хозяйственная система отдельной страны;

— хозяйственная жизнь целых регионов, включающих государства, объединенные общими интересами (страны Общего рынка, различные объединения развивающихся стран и т.п.).

К концу ХХ в. произошло заметное смещение акцентов во взаимоотношениях мирового хозяйства и национальных экономик. Это проявляется в том, что если раньше экономические проблемы мирового хозяйства выступали следствием развития и взаимодействия национальных экономик, то в настоящее время глобальные проблемы выдвигают определенные требования к национальным экономикам, которыми определяется внешняя по отношению к отдельной национальной экономике цель макрорегулирования. Ее можно условно назвать ограничительной, ибо ставятся задачи сдерживания распространения ядерного оружия, сокращения числа безработных, преодоления экологического кризиса, проведения определенной демографической политики
и т.д. Субъекты, диктующие национальным экономикам эти задачи, разнородны по их роли и месту в хозяйственной жизни. Главное, что их объединяет, — это возможность оказывать заметное влияние на макропропорции и весь процесс общественного воспроизводства той или иной страны.

Сложность всестороннего сущностного исследования современного состояния хозяйственной системы нашей страны во многом объясняется тем, что ее становление в том виде, в котором она функционирует в настоящее время, шло под жестким воздействием макрохозяйственного регулирования глобального масштаба, что позволяет, на наш взгляд, считать современную российскую хозяйственную систему продуктом глобального экономического клонирования, как уже отмечалось ранее.

Динамика современной хозяйственной жизни характеризуется дальнейшим развитием процесса глобализации и формированием на его основе глобальной мирохозяйственной системы. Попытки игнорировать данную объективную тенденцию могут обернуться потерей хозяйственного суверенитета для той страны, которая попытается в одиночку воспрепятствовать втягиванию своего хозяйства в глобальную систему. Выход видится в создании нескольких взаимодействующих хозяйственных центров, выражающих интересы группы стран и призванных реализовывать политику сбалансированности хозяйственных интересов различных стран в условиях перехода к природосберегающему типу воспроизводства.

Новая экономическая парадигма, основанная на качественно новом уровне макрохозяйственного регулирования, включает проблему равновесного развития в двух главных аспектах как баланс:

— между средой обитания человеческого сообщества и созданной им техногенной системой;

— между интересами хозяйственного развития отдельных стран и экономическими интересами субъектов глобального хозяйственного механизма.

Таким образом, макрохозяйственное регулирование — центральная парадигмообразующая проблема, важнейшим же объектом макрорегулирования является система общественных потребностей, содержащая в себе импульс хозяйственной эволюции, поскольку ее реализация ведет к:

— возникновению новых потребностей общественного развития;

— воспроизводству материально-технической базы хозяйства и созданию предпосылок для ее дальнейшего развития;

— воспроизводству совокупной рабочей силы и механизма ее совершенствования;

— воспроизводству системы производственных отношений и ее дальнейшей эволюции;

— воспроизводству и совершенствованию всех групп общественных отношений;

— созданию материальных основ воспроизводства индивидов и удовлетворения их разнообразных потребностей;

— воспроизводству социума в целом.

Важнейшим регулятором процесса формирования общественных потребностей выступает экономический закон эволюции механизма удовлетворения общественных потребностей. В целом макрохозяйственные регуляторы общественных потребностей можно подразделить на универсальные, действие которых распространяется на всю эволюционную хозяйственную цепочку, специфические, соответствующие одной или нескольким хозяйственным системам, классическим примером данного типа служат специфические экономические законы. Кроме того, поскольку макрохозяйственное регулирование есть деятельность по налаживанию элементов регулируемой системы, выделяются регуляторы, связанные с субъектами, осуществляющими данную деятельность. О них и их роли в процессе формирования общественных потребностей пойдет речь в следующем параграфе.

Итак, основные типы макрорегуляторов можно проиллюстрировать следующей таблицей:

 

Таблица 11

Общая классификация макрорегуляторов

Тип
макрорегулятора

Основная характеристика
макрорегулятора

Воздействие на систему
общественных потребностей

I Универсальные макрорегуляторы

Функционируют во всех хозяйственных системах, важнейшими среди них являются всеобщие экономические законы

Действуют в направлении усложнения форм проявления и способов реализации потребностей

II Специфические экономические законы

Функционируют в ограниченном числе хозяйственных систем, важнейшее место среди экономических законов данного хозяйства занимает основной экономический закон

Связаны с исходным и основным производственными отношениями и, следовательно, отражают макрохозяйственные связи производства и потребления, определяют механизм реализации потребности в труде

III Макрорегуляторы, связанные с организующей деятельностью по формированию общественных потребностей:

а) внутренние







 

б) внешние






 

 

в качестве важнейшего внутреннего макрорегулятора выступает деятельность государства в области установления оптимальных пропорций общественного воспроизводства, политики доходов и налогообложения и т.д.

 

деятельность всех внешних по отношению к данному национальному хозяйству глобальных субъектов макрорегулирования

 

 

 

 

 

 

 

воздействие на процесс формирования общественных потребностей через проведение той или иной экономической политики;

 

 

 

воздействие на процесс формирования общественных потребностей через в первую очередь финансовые рычаги

 



[1] Маевский В. Введение в эволюционную макроэкономику. М.: Изд-во «Япония сегодня», 1997. С. 7.

 

 

 

vsevolodovna.narod.ru

 

Hosted by uCoz